В английском языке есть выражение ‘fine tuning’. У меня оно рождает образы из мира электроники: всякие колесики и датчики и мигающие лампочки. Если не отладить прибор, он, может быть, даже будет работать, но либо звук окажется не очень, либо картинка получится в расфокусе.

Если речь о телевизоре, как правило, достаточно прочитать инструкцию. Но когда имеешь дело с человеческим мозгом (совершенный прибор, придуманный природой!), не обойтись без помощи специалиста-нейропсихолога. Нейропсихология – это история про такую тонкую настройку содержимого черепной коробки.

Тысячелетия люди как-то без этого обходились. Впрочем, они обходились и без многого другого: без айфонов и вайфая, без высшей математики и аспирина. Без всего этого, пожалуй, можно выжить и сегодня, хотя вряд ли такое выживание кого-либо хоть сколько-то привлекает. Но так ли это с нейропсихологией?

Возьмем обычную семью в ожидании ребенка. Родители еще ничего о нем не знают, разве что врач сказал, что это будет мальчик или девочка, но оба уже строят на него планы. Пока это не более чем фантазии: хорошо, если она станет балериной; вот бы он стал успешным предпринимателем.

Проходит несколько лет. Ребенок подрос, его отдали в детский сад. Еще по понедельникам и четвергам он учит иностранный с носителем языка, во вторник музыка, в среду рисование, а еще он записан на плавание для малышей. Мама и папа считают, что у них растет вундеркинд, ведь кое в чем он опережает сверстников.

И тут в школе происходит метаморфоза. Ребенку ничего не интересно. Он еще получает четверки, но все идет к тому, что он станет троечник. В кружки он ходит из-под палки. Если бы он был взрослый, его состояние назвали бы профессиональным выгоранием. В него так долго и так много запихивали разные знания и умения, что это потеряло какую-либо привлекательность.

Несложно вообразить другую крайность. Но то-то и оно, что это крайности, к сожалению, все чаще принимаемые за норму. Баланс, как бы это ни казалось просто, в действительности труднодостижим. Хотя все мы на словах движимы светлыми идеалами, как правило, лишь с небольшими изменениями транслируем паттерны поведения, привитые нам родителями.

Те самые, про которые мы твердо говорим, что не повторим ошибок своих родителей.

И вот тут-то самое время вернуться к тому, с чего мы начали. К нейропсихологии. Которая, конечно, не есть панацея, но является той самой тонкой настройкой, позволяющей не наступить на «те самые грабли» при воспитании. Сконцентрироваться на том, что действительно важно, и отбросить все ненужное.